По данным еженедельного обзора WINGX Global Market Tracker, глобальная летная активность самолетов за три недели в текущего месяца более чем в три раза превышает уровень апреля прошлого года. С начала года регулярные авиаперевозки по-прежнему отстают на 29% по сравнению с 2020 годом, но бизнес-авиация уже на 18% превышает уровень прошлого года.

Грузовые перевозки по-прежнему показывают рост: общий налет увеличился более чем на 10% по сравнению с 2020 годом, а также есть рост по сравнению с 2019 годом. В апреле 2021 года активность деловой авиации по-прежнему на 8% ниже относительно апреля 2019 года и на 10% – с начала года по сравнению 2019.

Региональные рынки деловой авиации за пределами США и Европы наиболее близки к доковидным тенденциям, отставая всего на 4% от 2019 года. Рынок США на 5% ниже от сопоставимых месяцев 2019 года, тогда как Европа все еще на 21% ниже уровня 2019 года.

Типы операций бизнес-авиации в мире – 2019-2021 гг.

Северная Америка

Поскольку программа вакцинации стремительно продвигается вперед и все большее количество штатов снимают ограничения, США быстро «закрывают» дефицит трафика относительно допандеминых уровней. Ежедневная активность немного снизилась с пика в конце марта, и последние данные фиксируют 8301 рейс в день, что значительно выше минимума 2020 года в 2399 ежедневных рейсов и несколько ниже пика в апреле 2019 года в 9691 рейс в день.

Долевые и чартерные операторы, а также компании по управлению воздушными судами в этом году летают как минимум на 30% больше, чем в прошлом. Частники и корпоративные летные отделы восстанавливают утраченные позиции медленнее. Более 15% всех полетов в США в этом году осуществляется за пределами Флориды, при этом полеты бизнес-джетов и винтовых самолетов в 2021 году выросли на 46% по сравнению с 2020 годом и на 18% по сравнению с 2019 годом.

  WINGX: Бизнес-авиация сокращает разрыв с 2019 годом, особенно чартеры

В Техасе сейчас также наблюдается большой отскок: в апреле количество полетов увеличилось на 29% по сравнению с 2020 годом, но все еще на 10% ниже, чем в 2019 году. В аэропортах Даллас Лав Филд, Сан-Антонио и Остин трафик деловой авиации в этом году вырос на 40% по сравнению с прошлым годом. Самые загруженные направления оттуда – на побережье Калифорнии и Мексиканского залива и обратно. Спрос на бизнес-джеты в Калифорнии в этом году вырос на 12%, но значительно ниже доковидного уровня. Объем полетов из Нью-Джерси по-прежнему отстает от уровня 2020 года, тогда как количество рейсов из Нью-Йорка в 2021 году увеличилось на 31%. Рейсы деловой авиации между Нью-Йорком и Флоридой в этом году выросли на 73% по сравнению с прошлым годом. По всей стране самолеты с большими салонами восстанавливаются все еще относительно слабо, а сверхдальние джеты по-прежнему летают на 5% меньше, чем в прошлом году. Активность бизнес-джетов среднего размера с начала года увеличилась на 35%.

Европа

Европа начинает наблюдать эффект от программ вакцинации и нерешительной разблокировки. Ежедневный трафик деловой авиации вырос на 30% по сравнению с минимумом во время зимней волны пандемии, но Западная Европа по-прежнему сильно отстает от доковидных уровней, а активность в Великобритании по-прежнему на 42% ниже, чем в первые три с половиной месяца 2020 года.

Вылеты из Великобритании в ЕС чартеров на ВС с G-Reg — 2019-2021 гг.

Трафик бизнес-джетов из Швейцарии также ухудшился, операторы ощущают последствия отмены лыжного сезона. Объем полетов в Германии вырос на 2% по сравнению с 2020 годом, а в Италии – на 27%, что отражает падение трафика в прошлом году на ранних стадиях пандемии, но обе страны отстают на 25% от сопоставимой активности в 2019 году.

  Дмитрий Перепелкин: заказчики Airbus привыкли выбирать лучшее

Если взглянуть шире на европейское пространство, то в этом году в других странах активность деловой авиации значительно выше, чем в прошлом. Рейсы в Польше увеличились на 17%, в России – на 35%, а в Турции – на две трети. В то время как в Ле Бурже в этом году было выполнено 4400 рейсов, что на 10% меньше, чем в 2020 году, Внуково почти не отстает с 3800 операциями, что на 34% больше, чем в 2020 году. В этом году Ататюрк – седьмой по загруженности аэропорт в Европе, активность в котором выросла на 65%. Трафик в Мальте в этом месяце вырос более чем на 70%. Тем не менее, количество рейсов бизнес-джетов из Марокко в этом году по-прежнему снижается на 1%, а налет – на 18%.  

Бизнес-авиация/регулярные рейсы с Мальты

В остальном мире Бразилия далеко впереди: на 42% больше рейсов бизнес-джетов по сравнению с 2020 годом, а полеты из ОАЭ увеличились вдвое. Количество рейсов бизнес-джетов на Мальдивы и обратно в 2021 году выросло на 360% по сравнению с 2020 годом.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «В отличие от регулярных авиакомпаний, активность деловой авиации сейчас значительно опережает 2020 год и находится в пределах 10% от доковидного уровня. Спрос на чартеры бизнес-джетов, по крайней мере, на доминирующем рынке США, уже опережает 2019 год и намечается рекордный год, особенно если снятие ограничений освободит отложенный спрос на корпоративные поездки».